суббота, 26 апреля 2014 г.

Характеристика класса как малой группы.

Характеристика класса (10б) как малой группы.

В первую очередь замечу, что данная характеристика подходит не только под мой класс, а свойственно любому классу (учеников).
А теперь к делу.



  • Мой класс является реальной группой, так как это действительно существующее объединение людей и каждый из её членов осознаёт себя её частью.
  • Также мой класс можно охарактеризовать как первичную группу, так как в нём существуют непосредственные контакты между его членами. Ведь ученики в классе обмениваются новостями, спрашивают домашнее задание, в общем, общаются. Например в нашем классе я постоянно общаюсь с Вадимом, Константином и Артёмом.  
  • Мой класс - формальная группа, ведь он создан определённой организацией (школой) со специфическими задачами (объединение учеников в группы для преподнесения им знаний)
  • неофициальные. Для них не существует общепринятых норм, правил, положений и требований;
  • личные. Они не обусловлены должностным положением членов группы и выполнением ими своих функциональны обязанностей, а складываются на основе симпатий и антипатий (кто-то кому-то нравится и наоборот);
  • рациональные и эмоциональные. В данной группе имеет место быть связь рационального и эмоционального общения, ведь отношения в классе обуславливаются как знаниями друг о друге, так и индивидуальным восприятием. 
  1. Первый слой. В классе имеют место непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональном восприятии друг друга. Также присутствует сознание и переживание  принадлежности к группе. Ученики в моём классе общаются, и между ними образовываются различные отношения, часто на эмоциональной основе (дружба (я Вадим Серёгин и Константин Сериков), вражда (в данном случае прецедентов не много) ). Ученики осознают  принадлежность к своему классу и зачастую часто гордятся им или переживают за него.  Например когда сказали, что в нашем классе лучше всех написали работу по алгебре, невольно появилась гордость за класс.
  1. Второй слой. В классе периодически протекает совместная деятельность (групповая работа, взаимопомощь, мероприятия), а следовательно, имеют место и отношения, основанные на ней.
  1. Третий слой. В классе существуют общие цели, но обычно они непродолжительны. Возникают они периодически, как и совместная деятельность, так как непосредственно зависят от неё. Например, групповая работа (у нас чаще всего на уроках обществознания). Общая цель - получение знаний и хороших отметок.
Если смотреть с точки зрения межличностных отношений в группе, то в моём классе они:


Мой класс, как  группу, на основе принципа построения отношений между его членами и соответствующего уровня развития, можно условно представить состоящим из трёх слоёв.


В моём классе, как и в любой социальной группе имеет место быть конформизм. Это понятие разделяется на два: внутренний конформизм и внешний. В первом случае это полное изменение своей точки зрения под воздействием чьего-либо мнения (часто авторитетного). Во втором же человек внешне соглашается с чужим мнением, но в душе остается при своём. Я считаю, что в моём классе преобладает внешний конформизм. Когда мои одноклассники соглашаются с критикующим их учителем они чаше всего в думают "да, да, да только отстаньте уже". Такое бывает и в общении между собой.  Когда не можешь переспорить особо упрямого и хочешь закончить бессмысленное словоблудие, либо когда не хочешь создавать конфликтную ситуацию. Однако бывают примеры и внутренний конформизма. Под влиянием лидера многие слабые (а иногда и не слабые) личности отказываются от своей точки зрения как внешне так и внутренне. Либо та же ситуация. Отчитывает учитель. Отчитывает за дело. Лично у меня возникает некий стыд, который перерастает в то, что я пересматриваю свои поступки и мысли, и в будущем так не делаю (хотя не всегда). Далеко не всегда можно определить со стороны, переменил ли человек своё мнение, либо отказался от него только внешне. Между этим существует тонкая грань, и внешнее принятие чужого мнения может перерасти во внутреннее. И потому мне сложно объективно оценить мой класс с этого ракурса.
Существует так же понятие нонконформизм. Оно подразумевает непреклонность своего мнения под мнением группы либо отдельной (сильной) личности. Я считаю, что в моём классе нет ярых нонконформистов. Все в той или иной мере подстраиваются, если были неправы - признают это. Однако существует некоторое количество учеников (к которым я в какой-то мере отношусь) , которые спорят и доказывают свою точку зрения даже с учителями. И это не всегда плохо. 

 А. Н. Лутошкин разделяет группы на пять категорий. Каждая группа способна перейти на более высокую ступень, или как называет это автор станцию.

Песчаная россыпь.
У людей в такой группе нет общих целей и интересов. Они не получают удовольствия от нахождения в группе. Группа рассыпчата, как песок и может распасться даже под незначительным влиянием.
Я считаю что наш класс не подходит под данный тип группы. Хоть мы и не испытываем особой радости от нахождения в нашей группе, но нельзя говорить об полном отсутствие общи целей и интересов. У нас так же имеет место быть дружба, например, Константин Сериков и Вадим Серёгин и я. Класс имеет определённое срок жизни - 11 лет. За это время кто-то может уйти, а кто-то придти, но у нас всегда остаётся основная масса - "костяк" класса.
По истечению 11 лет, как мне кажется, останутся лишь единичные связи. Большинство же разойдутся кто куда.

Мягкая глина.
При наличии опытного организатора такая группа способна на многое, но его пока нет. В ней всё держится на формальной дисциплине и авторитете старших.  Отношения разные — доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг
другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся.
Этот тип группы намного ближе моему классу. Многое держится на формальной дисциплине (правила школы) и требованиях старших (учителя). Существуют замкнутые приятельские группировки. Однако они контактируют другом с другом и очень редко враждуют. Отношения между ними обычно нейтральные.

Мерцающий маяк.
В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но одного желания мало. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться - авторитетны «смотрители» маяка. Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем классе, но и в целом в школе. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.
По некоторым критериям я могу отнеси наш класс к этому типу. У нас есть "смотритель маяка" - классная руководительница Наталья Николаевна , которая организует нашу деятельность. Бывают "вспышки" (совместная деятельность), но они не такие частые, как хотелось бы. Однако не могу сказать, что у моего класса ярко выражена индивидуальность. Даже при его классификации, как группы у меня возникли трудности, в связи с обезличенностью. Недостаток инициативы - главная проблема моего класса.  

Алые паруса.
Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга в этой группе сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. У большинства её членов проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи.
Группа живо интересуется, как обстоят дела в других группах, соседних классах, отрядах. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят.

До этого уровня, как мне кажется мы не дошли. Чувство гордости за свой коллектив и горечь поражений присутствуют только у некоторой части класса. Многим же всё равно. У нас обычно делают дело немногие активисты, а большинство отлынивают. Да и активисты делают, потому что так надо, а не потому что действительно этого хотят.

Горящий факел.
В такой группе хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус», и к ним ещё добавляется готовность прийти на помощь любой другой группе или человеку.

Об этом типе и говорить нечего. Как мы можем с готовностью приходить другим группам на помощь если мы даже в своём коллективе не разобрались. 

Исходя из всего вышесказанного я считаю что наш класс находится где-то между мягкой глиной и мерцающим маяком. Мне кажется, что для окончательного перехода к мерцающему маяку необходимо преодолеть границы обособленных группировок и стать единым коллективом.


2 комментария:

  1. Всё хорошо, кроме того, о чём Вы сами написали выше — характеристика получилась обезличенной. неужели Ваш класс ничем не отличается от других?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за поправку. Я внёс несколько более точных примеров про мой класс. Однако мне кажется, что характеризуя класс по принципам, которые мы изучали, нет возможности ярко показать индивидуальность именно моего класса, т к его структура, как группы и структура межличностных отношений в нём не отличаются от любого другого класса. Чтобы как-то показать именно мой класс, я ввёл некоторые реально существующие имена и отношения (дружбу) в качестве примеров. Это как-то исправило обезличенность работы, или Вы имели ввиду что-то другое?

      Удалить