Характеристика класса (10б) как малой группы.
В первую очередь замечу, что данная характеристика подходит не только под мой класс, а свойственно любому классу (учеников).
А теперь к делу.
- Мой класс является реальной группой, так как это действительно существующее объединение людей и каждый из её членов осознаёт себя её частью.
- Также мой класс можно охарактеризовать как первичную группу, так как в нём существуют непосредственные контакты между его членами. Ведь ученики в классе обмениваются новостями, спрашивают домашнее задание, в общем, общаются. Например в нашем классе я постоянно общаюсь с Вадимом, Константином и Артёмом.
- Мой класс - формальная группа, ведь он создан определённой организацией (школой) со специфическими задачами (объединение учеников в группы для преподнесения им знаний)
- неофициальные. Для них не существует общепринятых норм, правил, положений и требований;
- личные. Они не обусловлены должностным положением членов группы и выполнением ими своих функциональны обязанностей, а складываются на основе симпатий и антипатий (кто-то кому-то нравится и наоборот);
- рациональные и эмоциональные. В данной группе имеет место быть связь рационального и эмоционального общения, ведь отношения в классе обуславливаются как знаниями друг о друге, так и индивидуальным восприятием.
- Первый слой. В классе имеют место непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональном восприятии друг друга. Также присутствует сознание и переживание принадлежности к группе. Ученики в моём классе общаются, и между ними образовываются различные отношения, часто на эмоциональной основе (дружба (я Вадим Серёгин и Константин Сериков), вражда (в данном случае прецедентов не много) ). Ученики осознают принадлежность к своему классу и зачастую часто гордятся им или переживают за него. Например когда сказали, что в нашем классе лучше всех написали работу по алгебре, невольно появилась гордость за класс.
- Второй слой. В классе периодически протекает совместная деятельность (групповая работа, взаимопомощь, мероприятия), а следовательно, имеют место и отношения, основанные на ней.
- Третий слой. В классе существуют общие цели, но обычно они непродолжительны. Возникают они периодически, как и совместная деятельность, так как непосредственно зависят от неё. Например, групповая работа (у нас чаще всего на уроках обществознания). Общая цель - получение знаний и хороших отметок.
Если смотреть с точки зрения межличностных отношений в группе, то в моём классе они:
Мой класс, как группу, на основе принципа построения отношений между его членами и соответствующего уровня развития, можно условно представить состоящим из трёх слоёв.
А. Н. Лутошкин разделяет группы на пять категорий. Каждая группа способна перейти на более высокую ступень, или как называет это автор станцию.
Мой класс, как группу, на основе принципа построения отношений между его членами и соответствующего уровня развития, можно условно представить состоящим из трёх слоёв.
В моём классе, как и в любой социальной группе имеет место быть конформизм. Это понятие разделяется на два: внутренний конформизм и внешний. В первом случае это полное изменение своей точки зрения под воздействием чьего-либо мнения (часто авторитетного). Во втором же человек внешне соглашается с чужим мнением, но в душе остается при своём. Я считаю, что в моём классе преобладает внешний конформизм. Когда мои одноклассники соглашаются с критикующим их учителем они чаше всего в думают "да, да, да только отстаньте уже". Такое бывает и в общении между собой. Когда не можешь переспорить особо упрямого и хочешь закончить бессмысленное словоблудие, либо когда не хочешь создавать конфликтную ситуацию. Однако бывают примеры и внутренний конформизма. Под влиянием лидера многие слабые (а иногда и не слабые) личности отказываются от своей точки зрения как внешне так и внутренне. Либо та же ситуация. Отчитывает учитель. Отчитывает за дело. Лично у меня возникает некий стыд, который перерастает в то, что я пересматриваю свои поступки и мысли, и в будущем так не делаю (хотя не всегда). Далеко не всегда можно определить со стороны, переменил ли человек своё мнение, либо отказался от него только внешне. Между этим существует тонкая грань, и внешнее принятие чужого мнения может перерасти во внутреннее. И потому мне сложно объективно оценить мой класс с этого ракурса.
Существует так же понятие нонконформизм. Оно подразумевает непреклонность своего мнения под мнением группы либо отдельной (сильной) личности. Я считаю, что в моём классе нет ярых нонконформистов. Все в той или иной мере подстраиваются, если были неправы - признают это. Однако существует некоторое количество учеников (к которым я в какой-то мере отношусь) , которые спорят и доказывают свою точку зрения даже с учителями. И это не всегда плохо.
Песчаная россыпь.
У людей в такой группе нет общих целей и интересов. Они не получают удовольствия от нахождения в группе. Группа рассыпчата, как песок и может распасться даже под незначительным влиянием.
Я считаю что наш класс не подходит под данный тип группы. Хоть мы и не испытываем особой радости от нахождения в нашей группе, но нельзя говорить об полном отсутствие общи целей и интересов. У нас так же имеет место быть дружба, например, Константин Сериков и Вадим Серёгин и я. Класс имеет определённое срок жизни - 11 лет. За это время кто-то может уйти, а кто-то придти, но у нас всегда остаётся основная масса - "костяк" класса.
По истечению 11 лет, как мне кажется, останутся лишь единичные связи. Большинство же разойдутся кто куда.
Мягкая глина.
При наличии опытного организатора такая группа способна на многое, но его пока нет. В ней всё держится на формальной дисциплине и авторитете старших. Отношения разные — доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг
другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся.
Этот тип группы намного ближе моему классу. Многое держится на формальной дисциплине (правила школы) и требованиях старших (учителя). Существуют замкнутые приятельские группировки. Однако они контактируют другом с другом и очень редко враждуют. Отношения между ними обычно нейтральные.
Мерцающий маяк.
В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но одного желания мало. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться - авторитетны «смотрители» маяка. Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем классе, но и в целом в школе. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.
По некоторым критериям я могу отнеси наш класс к этому типу. У нас есть "смотритель маяка" - классная руководительница Наталья Николаевна , которая организует нашу деятельность. Бывают "вспышки" (совместная деятельность), но они не такие частые, как хотелось бы. Однако не могу сказать, что у моего класса ярко выражена индивидуальность. Даже при его классификации, как группы у меня возникли трудности, в связи с обезличенностью. Недостаток инициативы - главная проблема моего класса.
Алые паруса.
Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга в этой группе сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. У большинства её членов проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи.
Группа живо интересуется, как обстоят дела в других группах, соседних классах, отрядах. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят.
До этого уровня, как мне кажется мы не дошли. Чувство гордости за свой коллектив и горечь поражений присутствуют только у некоторой части класса. Многим же всё равно. У нас обычно делают дело немногие активисты, а большинство отлынивают. Да и активисты делают, потому что так надо, а не потому что действительно этого хотят.
Горящий факел.
В такой группе хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус», и к ним ещё добавляется готовность прийти на помощь любой другой группе или человеку.
Об этом типе и говорить нечего. Как мы можем с готовностью приходить другим группам на помощь если мы даже в своём коллективе не разобрались.
Исходя из всего вышесказанного я считаю что наш класс находится где-то между мягкой глиной и мерцающим маяком. Мне кажется, что для окончательного перехода к мерцающему маяку необходимо преодолеть границы обособленных группировок и стать единым коллективом.
Всё хорошо, кроме того, о чём Вы сами написали выше — характеристика получилась обезличенной. неужели Ваш класс ничем не отличается от других?
ОтветитьУдалитьСпасибо за поправку. Я внёс несколько более точных примеров про мой класс. Однако мне кажется, что характеризуя класс по принципам, которые мы изучали, нет возможности ярко показать индивидуальность именно моего класса, т к его структура, как группы и структура межличностных отношений в нём не отличаются от любого другого класса. Чтобы как-то показать именно мой класс, я ввёл некоторые реально существующие имена и отношения (дружбу) в качестве примеров. Это как-то исправило обезличенность работы, или Вы имели ввиду что-то другое?
Удалить