пятница, 31 октября 2014 г.

Социальные институты

Социальные институты (insitutum — учреждение) — ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества.

К признакам социального института относятся:
  • совокупность учреждений, социальных групп, целью которых является удовлетворение тех или иных потребностей общества;
  • система культурных образцов, норм, ценностей, символов;
  • система поведения в соответствии с этими нормами и образцами;
  • материальные и человеческие ресурсы, необходимые для решения задач;
  • общественно признанная миссия, цель, идеология.

К основным социальным институтам традиционно относят семью, государство, образование, церковь, науку, право. Ниже дана краткая характеристика этих институтов и представлены их основные функции.

Деятельность социального института определяется:
  • во-первых, набором специфических норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения;
  • во-вторых, интеграцией социального института в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуры общества;
  • в-третьих, наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний и осуществление социального контроля.


Виды социальных институтов в зависимости от их сферы деятельности:
  • реляционные;
  • регулятивные.
Реляционные институты (например, страхование, труд, производство) определяют ролевую структуру общества на основании определенного набора признаков. Объектами этих социальных институтов являются ролевые группы (страхователей и страховщиков, производителей и наемных работников и т.д.).
Регулятивные институты определяют границы независимости личности (се независимых действий) для достижения собственных целей. К этой группе относятся институты государства, власти, социальной защиты, бизнеса, здравоохранения.

Общие функции:
  • Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение членов общества за счет своих правил, норм поведения.
  • Регулятивная функция обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения, регламентации их действий.
  • Интегративная функция включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп.
  • Транслирующая функция (социализация). Ее содержанием является передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества.


Источники: Данный сайт




Социальные статусы и роли.

Благодаря социализации индивид приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль. Социальный статус - это позиция индивида в обществе с определенными правами и обязанностями. В качестве статуса личности могут выступать: профессия, должность, пол, возраст, семейное положение, национальность, религиозность, материальное положение, политическое влияние и т.д.
Совокупность всех социальных статусов личности Р. Мертон назвал «статусным набором».



Понятие «социальный статус» тесно связано с понятием «социальная роль», которая является его функцией, динамичной стороной. Социальная роль — это ожидаемое поведение индивида, имеющего определенный статус в данном обществе.
Социальные статусы и роли
Источники: Обществознание.про и данный сайт

воскресенье, 14 сентября 2014 г.

Школьный лагерь, Курча, Испания, Соль-Илецк, книги и немного смысла жизни.

Моё лето с точки зрения обществознания!

   Что ж, лето это всегда хорошо. Всегда приятно отдыхать и делать, что душе заблагорассудится. Никто и ничто не ограничивает тебя по времени. Ты свободен! Однако в этом таится опасность это самое лето не заметить. Погрязнуть в лени. И насколько я могу помнить все свои прошлые летние каникулы, я использовал только на 30%. Месяц я где-нибудь отдыхал, а потом приезжал в Челябинск и, запершись в четырёх стенах, становился ассоциационной личностью, толком не общаясь и не развиваясь. Однако это лето я провёл на все сто. 
В июне я с семьёй поехал Испанию, через 5 дней по приезде я поехал в летний лагерь Курчатовец. После Курчи началась череда ежедневных прогулок со старыми и новыми друзьями, которая прервалась поездкой в Соль-Илецк. И это я ещё не упомянул школьный лагерь, это была вообще отдельная история. Но давайте заново, по порядку и с точки зрения обществознания.


Школьный лагерь.

Школьный лагерь. На самом деле я и идти-то туда не хотел т.к. я уезжал в Испанию и пропускал много дней. Я даже не сдал на него деньги. Однако потом мне стало скучно, и я подумал, почему бы не пойти с друзьями за компанию. Забавный факт. 
Мне сказали, что я могу ходить в лагерь, но без питания, однако, т.к. многие пропускали его я всегда ел чью-то порцию, а иногда и по две) В общем, школьный лагерь состоял из учёбы (учебная деятельность) и отработки (трудовая деятельность). Это довольно логично, ведь он школьный, но всё же я ожидал чего-нибудь поинтересней.
"Школьные годы чудесные.

Испания.

О, Испания это было нечто. Еда, море, пейзажи, аттракционы и, конечно же, искусство.
Я узнал о многих архитекторах стиля модерн, самый известный из которых - Антонио Гауди.
В Барселоне я видел его архитектурные творения, поражающие воображение. Я познакомился с творчеством одного из самых противоречивых художников - Сальвадора Дали. Его картины и инсталляции ломают обыденность. Можно часами смотреть на них и открывать то с одной, то с другой стороны. А когда гид расскажет, что же всё-таки хотел донести художник, вообще впадаешь в ступор. 

Всё это - познание средствами искусства, которых в Испании великое множество. 



Курчатовец.

И вот Испания плавно перетекает в Курчу. Прямо с корабля на бал) Сказать, что там было великолепно - ничего не сказать. Самое интересное, что там ты не отдыхаешь в обычном смысле этого слова. Ты постоянно чем-то занят. 
Выползаешь на зарядку, бежишь в столовую, на орг сбор и по лабораториям (кстати учебная деятельность). Далее футбол и снова столовая. И вот наконец пчм (полтора часа молчания), проще говоря сончас. И что же - блаженный отдых? Нет) Мы идём писать ктд (коллективно-творческая деятельность). Затем на вертушку, и отрядное время (опять таки пишем ктд). После ужина же настаёт тот час. Выступления. И ты идёшь, и выступаешь, на ходу доучивая слова. И конец дня-свечка. Там можно высказать всё что накопилось за день. 
Думаете это трудно?
 Да. 
Думаете это плохо?
 Нет. 
Нет, нет и ещё раз-нет! Это ни с чем не сравнимо. Ты всё время занят, и тебе хорошо. Не упускаешь ни минуты времени. И все, что ты делаешь сопровождается общением. Общением с интересными и весёлыми людьми. А ведь оно необходимо человеку, ведь человек-биосоциальное существо.  Как говорят: "Курчатовец это не место - это люди". Происходит и общение, как обмен информацией (ведь в Курче мы учимся друг у друга) и общение, как взаимодействие (ведь мы часто делаем там вместе одно дело) , и общение, как понимание (происходит социальная перцепция - каждый из нас стремился там узнать и понять друг друга) 
Так же в Курче есть некоторые правила. Например всегда пропускать девочек вперёд и держать им дверь, никогда не грубить кому бы-то ни было. Всё это так или иначе влияет на воспитание, становление личности. Вообще становишься терпимее, вежливее и просто добрее.






Отдельно хотелось бы рассмотреть ктд, ведь каждое выступление и подготовка к нему - безграничная возможность самореализации. Творческие способности начинают зашкаливать. Главное, не отсиживаться в сторонке. Главное-участвовать. Быть в центре. Быть в центре этого водоворота, который засасывает тебя в новый сказочный мир. Ктд - духовная и творческая действительности возведённые в абсолют. 


Помнится по обществознанию у нас была тема "групповая дифференциация и лидерство". Конечно, в какой-то степени всё это у нас было. Старшие брали шефство над младшими. Кто-то делал больше, кто-то меньше. Кого-то любили больше, кого-то меньше. Но не было любимых и нелюбимых. В Курче человека любят настолько, на сколько он сам хочет, чтобы его любили, а иногда даже больше.

Так-же вспоминается разделение Лутошкина групп на 5 категорий. Хотелось бы мне, конечно, отнести наш отряд к Алым парусам или Горящему факелу, но буду честным - мы дошли только до стадии мерцающего маяка. Наш отряд был довольно странно сформирован. Из взрослых (16-18 лет) было всего 7 человек из 18. Младшие, конечно, под конец стали раскрываться, но всё-же,  они в силу возраста, часто сорились и не могли организоваться. 
В этих случаях имела место быть конформность. Им приходилось подстраиваться под законы Курчи и в общем, под более старших. Я не считаю, что это плохо. Ведь им приходилось перенимать, в большинстве своём, только хорошие качества. Это в какой-то степени учение. Учение общению с людьми и работе в команде(в группе).  Ну да что с того. Помню некоторые переживали и грустили из за этого, но я не мог. Я не мог быть унылым. Меня распирало изнутри. Распирало неимоверное счастье. Радость действия. Радость жизни.


Эх... Сейчас вспоминаю те деньки и глаза раскрываются шире, энергия начинает кипеть и так и порываюсь куда-нибудь побежать и что-нибудь сделать. Теперь, мне кажется, я понял смысл жизни, но об этом я расскажу в конце.

Гулянки

Как ни хороша Курча, но одно в ней плохо. Она заканчивается. Как нам тогда казалось, рушится мир. Нам казалось, что сказка сгорит в безжалостном камине реальности. Но сказка продолжилась. Как продолжилась... Это конечно преувеличение, но всё же. Во всех наших встречах и прогулках всё-же был отголосок сказки. Это уже, конечно, была сказка написанная в стиле реализма, но всё же это была сказка. Люди были те же. Общение не прекращалось и в Челябинске. Мы ходили друг к другу в гости, веселились  раскрывали друг друга с новых сторон. С точки зрения обществознания происходило всё тоже общение, как и в Курче.

Но теперь у нас образовалась группа людей из разных отрядов, которым интересно вместе. Эта группа уже была на уровне Алых парусов.

Соль-Илецк

И вдруг конец. Конец весёлой жизни. Я еду в Соль-Илецк. Мне казалось это катастрофой. Сколько всего я пропущу. Но если бы мне предложили остаться, я бы отказался. Желание познавать новое, познавать мир было сильнее. И я поехал. 

Для справки.
 Соль-Илецк - город в России, административный центр Соль-Илецкого района Оренбургской областиНаселение — 27 338 человек (2014).
Главная достопримечательность - соленые озёра. Соль держит тебя на воде, как в мёртвом море. Это были очень необычные и интересные ощущения. После выхода из воды всё тело покрывается солью.

Но самое важное из того, что я делал в эти 10 дней в Соль-Илецке - чтение. Ночное чтение. Когда все затихали и ложились спать я начинал читать.
Ночь предопределения - The Free Online Dictionary and Encyclopedia (TFODE)
Я, в принципе, всегда любил читать, но в последнее время делал это все меньше и меньше. Как-то не было времени, были другие дела и т.д. И вот время появилось. И я вспомнил наслаждение. Наслаждение книги. "Цветы для Элджернона" Киза, "Форест Гамп" Уинстона, "Жизнь взаймы" Ремарка, "Морской Волк" Лондона, 451 градус по фаренгейту Бредбери, "Портрет Дориана Грея" Уайльда, "Великий Гэтсби" Фицджеральда-это книги, которые я прочитал за лето. Это-книги гиганты. Гиганты по смыслу, который в них вложен, по философии, которую они несут, по влиянию, которое оказывают, по эмоциям, которые вызывают. Я заново открыл для себя "Героя нашего времени", которого не понял и не дочитал 3 года назад. В каждой из этих книг - жизнь. Жизнь. Не приукрашенная. Нагая. Такая, какая она есть. Пару из перечисленных книг я прочитал до поездки в Соль-Илецк, но в основном я читал там. Мне хотелось бы описать каждую из них, рассказать,что я узнал, но это будет слишком долго, да и возможно ли. Возможно ли передать весь тот спектр чувств, которые они у меня вызвали. Ведь, например, "451 градус по фарингейту" вызвала у меня дрожь. Да, да, я не шучу, лихорадочную дрожь. Это было необыкновенно. Каждая из этих книг достойна прочтения и не один раз. Я искренне советую их всем. 
Кстати, сейчас я читаю "Книжного вора" Маркуса Зусака. Мария Николаевна, недавно я смотрел ваши отзывы о книгах которые вы прочитали за лето и увидел книгу, которую как раз читал (Книжный вор). Было очень интересно прочитать ваш отзыв о ней. Вкратце мои впечатления от книге. Во-первых, она очень интересно написана (как рассказчик (о чём вы упоминали), так и сам стиль письма). А во -вторых, я ещё её не дочитал, поэтому не могу пока полностью описать свои эмоции. Однако, с первых строк понимаешь, что это сильная и глубокая книга. Но я ушёл от тем обществознания. Надеюсь, это не слишком плохо, а то как посмотрю, я делал это довольно часто. 
Чтение. Что же это такое, как не самопознание и саморазвитие. Читая, ты познаёшь себя через героев, через философию. Перерабатываешь чужие мысли (часто находя что они сродни твоим) и создаёшь свою собственную систему ценностей. Формируешь своё мировоззрение. Становишься лучше или хуже под влиянием прочитанных книг. Да, можно стать и хуже, вспомним Майн Кампф.
В таких случаях всё зависит от стойкости и сформированности личности. Кого-то он может погубить, а кто-то извлечёт из неё полезные уроки. 

Итоги

Выпуск рассылки "Полезное.Ру - обои из кино" от 15 июля 2012 года. Рассылки @MAIL.RU: Служба почтовых рассылокПодводя итоги лета я как и обещал рассажу о смысле жизни, который, как я думаю, я понял. Смысл жизни в движении. В вечном движении и развитии. 3 состовляющих жизни (по крайней мере для меня):
  • интеллектуальное развитие + духовное
  • физическое развитие (понимание и управление своим телом)
  • и то, без чего две верхние позиции бессмысленны - приключения


Приключения. Как бы глупо это не звучало, но это слово лучше всего передаёт вечное движение, вечное стремление и вечный интерес к жизни.

И вот ОНО.
Вопросы по темам.

воскресенье, 18 мая 2014 г.

Характеристика моей семьи

(семья неполная)
Функции семьи    
Репродуктивная функция. 
Заключается в биологическом воспроизведение членов общества.
В моей семье выполнение данной функции доказывается моим рождением. 

Воспитательная функция.
Заключается в освоение новыми поколениями социальных норм.
В детстве, да и сейчас, в моей семье, мама и тётя (папа умер когда мне было 3 года) занималась моим воспитанием. Она говорила мне, что хорошо, а что плохо. Указывала на ошибки, учила читать и писать, а так же хорошим манерам. 

Хозяйственно-экономическая функция.
Заключается в ведении домашнего хозяйства и семейного бюджета, организации семейного потребления и распределении домашнего труда, поддержки и опеке над престарелыми и инвалидами.
Моя мама распределяет семейный бюджет. Мы вместе распределяем работу по дому между собой, например я мою посуду, а она пол. Мама так же финансово поддерживает бабушку (т.е. её маму). В этом и заключается хозяйственно-экономическая функция моей семьи.

Эмоционально-психологическая.
Заключается в помощи человеку в обретении спокойствия и уверенности. Семья создаёт чувство безопасности и психологического комфорта, обеспечивает эмоциональную поддержку.
Моя мама всегда понимает когда я расстроен чем-то и всегда помогает решить проблему. Так же она чувствует себя комфортно со мной. В некоторой степени я - смысл её жизни. Мы всегда друг друга поддерживаем. 

Рекреационная функция.
Включает в себя духовно-эстетически моменты, в том числе и проведение свободного времени.
Мама с детства прививала мне любовь к чтению и классической музыке. Она и сейчас часто просвещает меня, однако теперь и я влияю на неё (надеюсь в лучшую сторону). Так же мы часто вместе проводим свободное время, например ходим в кино, ездим за границу. 

Социально-статусная функция.
Семья предоставляет своим членам социальный статус, способствуя тем самым воспроизводству социальной структуры общества.
Моя семья даёт мне статус сына, племянника, внука. Также я даю членам своим своей семьи статусы матери, тёти, бабушки.

Типы семей.
Моя семья является нуклеарной т.к. состоит из моей мамы и меня. Из этого же вытекает, что моя семья неполная (нет отца) и малодетная (я один ребёнок в семье). Моя семья матрилокальная, ведь квартира в которой мы проживаем принадлежит моей маме.

понедельник, 12 мая 2014 г.

Социальные группы



С малыми группами человек связан с момента своего рождения. В малых группах он получает информацию о мире, строит отношения с другими людьми и организует свою деятельность. Через такую группу личность познает ценности и нормы, которые формируются в обществе.
реальные и номинальные группы;
Условными (или номинальными) называются группы, в которые объединяют людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений и контактов друг с другом. Люди, объединенные в эти группы, могут не только никогда не встречаться, но и ничего не знать друг о друге.
Реальные группы — это действительно существующие объединения людей, связанных между собой определенными отношениями и осознающих свою принадлежность к нему. Реальные группы возникают либо в связи с потребностями общества (создаются различными организациями), либо по желанию включенных в эту группу людей (возникают как добровольные объединения).
большие и малые группы; Большие группы — многочисленная совокупность людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы. Примерами больших естественных групп являются этнические группы, профессиональные группы, половозрастные группы (в частности, молодежь, пенсионеры и т. д.).
Малые группы — небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга, заняты каким-либо общим делом и находятся в прямых взаимоотношениях между собой. Примеры малых естественных групп — школьные классы, спортивные команды, дворовые компании друзей.
первичные и вторичные группы; В первичных группах (семья, группа друзей, команда и т. п.) между людьми существуют непосредственные контакты.
Вторичные группы — это группы, где непосредственных контактов между ее членами нет, а для общения используются различные «посредники».
формальные и неформальные группы; Формальные группы создаются определенной организацией со специфическими задачами по достижению каких-либо конкретных целей.
Неформальные группы — это добровольные сообщества людей, которые складываются на основе общих интересов, дружеских связей, взаимных симпатий. Они возникают без какой-либо помощи, а иногда и вопреки желанию организации или других формальных структур. Ни статусы, ни роли в таких группах не предписаны, в них нет заданной системы взаимоотношений, но существуют свои неписаные правила и нормы, касающиеся допустимого поведения и обязанностей.


Одним из аспектов изучения малой группы является групповая интеграция (от лат. integer — целый) — состояние группы, характеризующееся признаками психологического единства, ее целостности как социальной общности. Степень групповой интеграции связанна с уровнем развития группы как общности, который делится на три слоя:
первый слой; Имеют место непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональном восприятии друг друга, приемлемости или неприемлемости. Этот слой соответствует начальной стадии развития группы. О групповой интеграции свидетельствует эмоциональная идентификация человека с группой и ее членами, т. е. сознание и переживание принадлежности к группе.
второй слой; Имеют место отношения, основанные на совместной деятельности. Данный слой характеризуется таким представлением, как оптимальное сочетание индивидуальных действий в условиях конкретной совместной деятельности, согласованность функционально-ролевого поведения членов группы при решении общих задач.
третий слой; Развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровню развития группы. Последний показатель групповой интеграции — степень совпадения представлений, ориентаций, позиций, мнений членов группы по отношению к объектам, наиболее значимым для групповой жизнедеятельности





Источник: Учебник по обществознанию Л Н Боголюбова

суббота, 26 апреля 2014 г.

Характеристика класса как малой группы.

Характеристика класса (10б) как малой группы.

В первую очередь замечу, что данная характеристика подходит не только под мой класс, а свойственно любому классу (учеников).
А теперь к делу.



  • Мой класс является реальной группой, так как это действительно существующее объединение людей и каждый из её членов осознаёт себя её частью.
  • Также мой класс можно охарактеризовать как первичную группу, так как в нём существуют непосредственные контакты между его членами. Ведь ученики в классе обмениваются новостями, спрашивают домашнее задание, в общем, общаются. Например в нашем классе я постоянно общаюсь с Вадимом, Константином и Артёмом.  
  • Мой класс - формальная группа, ведь он создан определённой организацией (школой) со специфическими задачами (объединение учеников в группы для преподнесения им знаний)
  • неофициальные. Для них не существует общепринятых норм, правил, положений и требований;
  • личные. Они не обусловлены должностным положением членов группы и выполнением ими своих функциональны обязанностей, а складываются на основе симпатий и антипатий (кто-то кому-то нравится и наоборот);
  • рациональные и эмоциональные. В данной группе имеет место быть связь рационального и эмоционального общения, ведь отношения в классе обуславливаются как знаниями друг о друге, так и индивидуальным восприятием. 
  1. Первый слой. В классе имеют место непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональном восприятии друг друга. Также присутствует сознание и переживание  принадлежности к группе. Ученики в моём классе общаются, и между ними образовываются различные отношения, часто на эмоциональной основе (дружба (я Вадим Серёгин и Константин Сериков), вражда (в данном случае прецедентов не много) ). Ученики осознают  принадлежность к своему классу и зачастую часто гордятся им или переживают за него.  Например когда сказали, что в нашем классе лучше всех написали работу по алгебре, невольно появилась гордость за класс.
  1. Второй слой. В классе периодически протекает совместная деятельность (групповая работа, взаимопомощь, мероприятия), а следовательно, имеют место и отношения, основанные на ней.
  1. Третий слой. В классе существуют общие цели, но обычно они непродолжительны. Возникают они периодически, как и совместная деятельность, так как непосредственно зависят от неё. Например, групповая работа (у нас чаще всего на уроках обществознания). Общая цель - получение знаний и хороших отметок.
Если смотреть с точки зрения межличностных отношений в группе, то в моём классе они:


Мой класс, как  группу, на основе принципа построения отношений между его членами и соответствующего уровня развития, можно условно представить состоящим из трёх слоёв.


В моём классе, как и в любой социальной группе имеет место быть конформизм. Это понятие разделяется на два: внутренний конформизм и внешний. В первом случае это полное изменение своей точки зрения под воздействием чьего-либо мнения (часто авторитетного). Во втором же человек внешне соглашается с чужим мнением, но в душе остается при своём. Я считаю, что в моём классе преобладает внешний конформизм. Когда мои одноклассники соглашаются с критикующим их учителем они чаше всего в думают "да, да, да только отстаньте уже". Такое бывает и в общении между собой.  Когда не можешь переспорить особо упрямого и хочешь закончить бессмысленное словоблудие, либо когда не хочешь создавать конфликтную ситуацию. Однако бывают примеры и внутренний конформизма. Под влиянием лидера многие слабые (а иногда и не слабые) личности отказываются от своей точки зрения как внешне так и внутренне. Либо та же ситуация. Отчитывает учитель. Отчитывает за дело. Лично у меня возникает некий стыд, который перерастает в то, что я пересматриваю свои поступки и мысли, и в будущем так не делаю (хотя не всегда). Далеко не всегда можно определить со стороны, переменил ли человек своё мнение, либо отказался от него только внешне. Между этим существует тонкая грань, и внешнее принятие чужого мнения может перерасти во внутреннее. И потому мне сложно объективно оценить мой класс с этого ракурса.
Существует так же понятие нонконформизм. Оно подразумевает непреклонность своего мнения под мнением группы либо отдельной (сильной) личности. Я считаю, что в моём классе нет ярых нонконформистов. Все в той или иной мере подстраиваются, если были неправы - признают это. Однако существует некоторое количество учеников (к которым я в какой-то мере отношусь) , которые спорят и доказывают свою точку зрения даже с учителями. И это не всегда плохо. 

 А. Н. Лутошкин разделяет группы на пять категорий. Каждая группа способна перейти на более высокую ступень, или как называет это автор станцию.

Песчаная россыпь.
У людей в такой группе нет общих целей и интересов. Они не получают удовольствия от нахождения в группе. Группа рассыпчата, как песок и может распасться даже под незначительным влиянием.
Я считаю что наш класс не подходит под данный тип группы. Хоть мы и не испытываем особой радости от нахождения в нашей группе, но нельзя говорить об полном отсутствие общи целей и интересов. У нас так же имеет место быть дружба, например, Константин Сериков и Вадим Серёгин и я. Класс имеет определённое срок жизни - 11 лет. За это время кто-то может уйти, а кто-то придти, но у нас всегда остаётся основная масса - "костяк" класса.
По истечению 11 лет, как мне кажется, останутся лишь единичные связи. Большинство же разойдутся кто куда.

Мягкая глина.
При наличии опытного организатора такая группа способна на многое, но его пока нет. В ней всё держится на формальной дисциплине и авторитете старших.  Отношения разные — доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг
другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся.
Этот тип группы намного ближе моему классу. Многое держится на формальной дисциплине (правила школы) и требованиях старших (учителя). Существуют замкнутые приятельские группировки. Однако они контактируют другом с другом и очень редко враждуют. Отношения между ними обычно нейтральные.

Мерцающий маяк.
В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но одного желания мало. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться - авторитетны «смотрители» маяка. Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем классе, но и в целом в школе. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.
По некоторым критериям я могу отнеси наш класс к этому типу. У нас есть "смотритель маяка" - классная руководительница Наталья Николаевна , которая организует нашу деятельность. Бывают "вспышки" (совместная деятельность), но они не такие частые, как хотелось бы. Однако не могу сказать, что у моего класса ярко выражена индивидуальность. Даже при его классификации, как группы у меня возникли трудности, в связи с обезличенностью. Недостаток инициативы - главная проблема моего класса.  

Алые паруса.
Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга в этой группе сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. У большинства её членов проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи.
Группа живо интересуется, как обстоят дела в других группах, соседних классах, отрядах. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят.

До этого уровня, как мне кажется мы не дошли. Чувство гордости за свой коллектив и горечь поражений присутствуют только у некоторой части класса. Многим же всё равно. У нас обычно делают дело немногие активисты, а большинство отлынивают. Да и активисты делают, потому что так надо, а не потому что действительно этого хотят.

Горящий факел.
В такой группе хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус», и к ним ещё добавляется готовность прийти на помощь любой другой группе или человеку.

Об этом типе и говорить нечего. Как мы можем с готовностью приходить другим группам на помощь если мы даже в своём коллективе не разобрались. 

Исходя из всего вышесказанного я считаю что наш класс находится где-то между мягкой глиной и мерцающим маяком. Мне кажется, что для окончательного перехода к мерцающему маяку необходимо преодолеть границы обособленных группировок и стать единым коллективом.